- Анна, Вы родились в далекой Йошкар-Оле. Что привело Вас в Петербург, Вы здесь учились?
- Я училась в Марийском Государственном университете, а переезд в
Петербург — это своего рода знак судьбы, которому предшествовало много
событий, случайностей, они и подтолкнули меня к этому переезду. Всё
началось с того, что я в Интернете случайно натолкнулась на сайт
фестиваля «Дитя природы» и зарегистрировалась там, хотя никогда ранее
такого не делала. Разговорилась с организаторами, и меня пригласили на
участие в очередном фестивале «Дитя природы» в качестве
автора-исполнителя своих песен. Я бросила всё в своём городе и поехала
автостопом на этот фестиваль. Когда я приехала, я сразу поняла: вот то
место, где я должна быть сейчас. Здесь начнётся новый виток моей жизни.
- На фотографиях я видела Вас и с гитарой и с флейтой — а Вы ещё и поёте?
- Да. Иногда пою. Мне нужно было выразить себя, и я стала петь. Я не в
совершенстве владею музыкальными инструментами, просто подбираю нужные
аккорды, музыку к своим стихам.
- Где вас можно послушать?
- Я мечтаю записать свой диск, где будут только позитивные песни.
- Но ведь жизнь такая многогранная и не всегда только
позитивная? Стихи, они ведь льются и передают внутренние переживания и
не всегда только позитивные… тем более волнующие, лирические композиции
имеют больший успех?
-
Я заметила, что написанное имеет обыкновение сбываться в большей или
меньшей степени. А секрет в том, что нужно принимать все испытания,
сюрпризы мира с мудростью, любовью и возможностью дальнейшего развития
для самого себя.
- А стихи Вы давно пишете?
- Стихи я начала сочинять с 3 лет. Мне нужно было таким образом
выразить все свои эмоции и переживания. Затем я узнала, что существуют
всевозможные поэтические конкурсы, стала отправлять туда свои стихи и
начала побеждать. Так продолжалось до 16 лет, пока не надоело.
- Расскажите о фестивале «Дитя природы», который так изменил
Вашу жизнь. Вы ведь теперь являетесь одним из организаторов этого
фестиваля?
- Дитя природы — это человек, который живёт в гармонии с собой и с
миром. Гармония внутреннего и внешнего. Мы все стремимся к познанию
истины, к самосовершенствованию.
К этой цели можно идти разными путями, поэтому раз в год на фестивале
собираются люди, которым есть что рассказать о традициях мира, своём
опыте, они готовы поделиться знаниями с теми, кто только ещё встал на
путь саморазвития. На фестивале в режиме нон-стоп в течение 5 дней
проходят различные программы, семинары, мастер-классы, т.е. всё
удивительное, через что человек может себя почувствовать.
На фестиваль приезжают люди из разных стран мира, а количество
участников увеличивается каждый год в два раза. Но фестиваль всё равно
получается камерным. В следующем году мы ожидаем около 500 человек.
Участники живут в палатках, организовано настоящее вегетарианское питание.
- Как давно Вы — вегетарианка?
- Последние 3-4 года, как говорится, уже без обмана. Сначала пробовала, начинала, бросала.
- А как у Вас родилась любовь к народному творчеству, к обережному рукоделию?
- Это, наверное, родилось со мной, это было всегда, но очень долго оставалось не озвученным, не обозначенным.
Я помню своё детство — мне было ещё лет 5-6, у нас во дворе
собирались дети и играли в придуманную игру «Путники». Я ещё тогда
собирала веточки, травинки, цветы, сплетала их в странные формы и дарила
их путникам со словами: «это защитит тебя в твоих путешествиях, это
защитит твою семью…», т.е. фактически бессознательно создавала амулеты,
обереги.
Мне повезло вырасти в краях, где до сих пор в деревнях многие люди
следуют марийскому язычеству. Я общалась с этими людьми, наблюдала, как
они живут, видела их традиции, чувствовала, как они мыслят, не всегда
понимала их язык, но осознавала, что своими руками — через вышивку,
через работу с натуральными, живыми материалами, ты можешь включать свою
мысль. Обережное рукоделие — это когда к работе рук подключаются и
мысли. Мыслью ведь можно заложить и позитивные образы, и разрушительные.
Если ты сидишь, глядя в телевизор, и что-то вяжешь, то, вряд ли
получится настоящий оберег как в старину, когда женщины с любовью
вышивали мужьям обережную рубаху.
А ещё у меня чудная бабушка! Которая тоже прививала мне любовь к рукоделию.
Мы с бабушкой много путешествовали по окрестным городам, деревням, а
последние несколько лет я сознательно ездила к людям, которым есть, чем
поделиться.
Конечно, много информации можно найти и в книгах. Но это только
теория, она суховата. А за духом, за ощущениями нужно приезжать к
бабушкам, дедушкам, которых становится, к сожалению, все меньше и меньше
— они хранят традиции. Такие знания самые ценные.
- Здесь, в Вашей Школе на стенах висят совершенно разные, красивые, похожие на зонтики — индейские мандалы. Расскажите о них.
- Плетение индейских мандал — одно из любимейших моих занятий, оно
очень близко мне. Ещё в 1999 году я познакомилась с удивительной
женщиной — она на четверть индианка уичоль, которую её бабушка научила
плести такие изделия с особым смыслом.
Я начала у неё обучаться. Нам приходилось говорить на смеси разных
языков — это было довольно забавно. Она говорила, что существует много
традиций плетения мандал — мандала лечебная, целебная, мандала, которая
будет влиять на какие-то события в твоей жизни. Тогда и цвета у неё
будут другие, и плести её нужно по-другому. Можно даже сплести
повествовательную мандалу, и заплести в неё целый рассказ…
Традиционно это непрерывная нить, оплетающая деревянные палочки,
которая окрашивалась в процессе плетения в разные цвета. Это искусство
не знает предела. Я плету их уже более 10 лет и продолжаю учиться.
Нужно сплести немало мандал, чтобы нить равномерно натягивалась, но
не рвалась, и не сразу получается, чтобы основа сгибалась, но не
ломалась. Это опыт рук. Сейчас моя самая большая мандала — 1м 33 см в
диаметре.
Ещё 2 года назад об индейских мандалах никто не знал. И я очень рада, что имею возможность развивать эту традицию в России
- Анна! А как возникла Школа Обережного рукоделия в Петербурге?
- Когда я приехала в Питер, уже занималась обережным рукоделием и от
случая к случаю проводила семинары. Рассказывала друзьям, они
рассказывали другим и набирались группы, приглашали меня в разные
города.
В Петербурге я несколько месяцев сомневалась и раздумывала —
посвятить себя только любимому делу или идти на общепринятую работу и
тогда заниматься любимым делом лишь время от времени. Голос сердца мне
сказал, что даже если кажется, что это не возможно, ты просто иди, куда
тебя зовёт сердце и всё будет.
Так и получилось — стоило поместить объявление, и сразу набралась
большая группа интересных людей. Сначала я снимала лишь часть помещения,
а потом я поняла, что нужно развиваться и появилось другое помещение —
только наше.
Появились свои традиции — баночки с чаем, мешочек с волшебными
записками и конечно, красивые вещи повсюду, сделанные нашими руками.
Начинала я всё делать одна, а теперь у нас несколько преподавателей и
направлений — плетение мандал, валяние из шерсти, волшебное рисование и,
конечно, обереги…
- Все обереги должны быть сделаны своими руками?
- Я бы сказала так: всё, что сделано своими руками, может быть
оберегом. Любая вещь может быть наполнена особыми мыслями. Рукоделие —
это ведь не только вышивка, не только плетение, это и массаж любимому
человеку, и заплетание волос, и приготовление пирожков….
Рукоделие — это хороший способ исполнения желаний. Когда ты думаешь о
своей мечте и делаешь что-то руками, то, доделав свою вещь, ты словно
отпускаешь в небо голубку — своё желание, и оно стремится сбыться. Это
происходит у каждой женщины, которая сюда приходит, конечно, если она не
схитрила, и не сделала вещь перед телевизором, не думала о каких-то
счетах, проблемах. Получается не только результат в событиях, но и
удивительное по красоте изделие. Поэтому оберегом может быть вещь, в
процессе изготовления которой ты будешь думать о человеке, о любви к
нему или о себе. А как оберег будет выглядеть — зависит от ваших
предпочтений.
- У вас есть своя техника для изготовления кукол, какое-то незыблемое правило, которого вы придерживаетесь?
- Есть правило — я уже много лет не использую рукоделие как
антистресс. Я считаю, что есть очень много других традиций, которые
помогут в этом деле — медитация в том числе, но не рукоделие. Когда ты
занимаешься обережным рукоделием, должна уходить вся суета и начинаться
позитивная работа. За 10 лет плетения мандал, я научилась плести так,
что никакой внешний фактор меня не тревожит, отключаюсь от всего. Иногда
даже происходит так — я плету в большом помещении, где кроме меня ещё
кто-то есть, но я ничего не вижу, даже когда муж подходит и трогает меня
за плечо — я не реагирую, не чувствую — нахожусь в образе.
А вообще, у каждого мастера есть свой стиль, почерк, как, в общем-то, в любом другом творчестве.
- Анна, я видела у Вас фотографию с Жириновским — эта встреча как-то связана с вашим увлечением рукоделием?
- Нет. Это был период участия в литературных конкурсах. Однажды я
замахнулась на Всероссийский конкурс, который проходил при поддержке
правительства. Написала цикл стихов о трудностях марийского народа,
периоде, когда Иван Грозный пытался силой завоевать этот народ. Стихи о
красивой и трагичной судьбе марийского народа с выдержками из былин. Я
победила в этом конкурсе. Призом было путешествие в Москву с
проживанием, экскурсиями, общением с представителями правительства…
Вот, в общем — то история возникновения этой фотографии.
- Анна! Расскажите о проекте «Кукла даром». Как он возник?
- Это была внутренняя потребность — во мне накопилось много-много
любви и желание помочь людям, поэтому я поместила объявление о том, что
20 человек, которые чувствуют, что им нужна поддержка, могут написать
мне, и я подарю им куклу. Стали приходить письма… их было гораздо
больше, чем 20… Я растерялась… физически я не успела бы сделать больше
кукол — это ведь не просто кукла — это оберег и нужно выбрать время,
состояние.
На помощь пришли ученицы Школы обережного рукоделия — собрались в
школе и стали приносить своих куколок в дар. Люди приходили за подарком,
и знаете, многие дарили что-то взамен — от себя и это было
фантастически приятно!
Часто я не имею возможности проводить такие акции — ведь каждый день —
это маленькая жизнь и нужно успеть много всего. Но иногда «Кукла даром»
повторяется.
- К вам на занятия приходят только женщины?
- Раньше приходили и мужчины, но я поняла, что мне ближе и интереснее
работать именно с женщинами. Пусть они усталые, пусть измученные, но
если они оторвутся на один вечер от своих сковородок, и мы соберёмся
вместе, среди нас обязательно будет несколько человек с искорками в
глазах и тогда всё получится!
Я не устану приводить в пример слова мужа одной из моих учениц: «Я
понимаю, почему мужья любят отпускать своих женщин на занятия школы — да
они же возвращаются похорошевшими!» И ещё, робея, протягивают в руке
маленькое чудо — куколку, ангела или что-то, сделанное за этот вечер
своими руками.
И это действительно красивое чудо — маленькие колоритные
куколки-крупенички, невероятно воздушные ангелы с посланиями, друзья —
агушки, ароматные куклы-травницы… эти произведения нежные, слегка
наивные и очень притягательные.
Интервью: Наталья Смирнова
Фотограф: Алиса Белоцерковская
Визажист: Светлана Иванова
Журнал «Секреты Крепкой Жизни»(«The Secrets of Happy Life») вып. январь-2010 Текст: http://www.poleznoeznanie.ru/617.htm
|